Концепция человека в философии русских масонов
0
 

Концепция человека в философии русских масонов

Цивилизация

Жизнь человечества

 Всеволод Сахаров, доктор филологических наук, Москва.
   
В.Л. Боровиковский. Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802. ГТГ
В.Л. Боровиковский. Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802. ГТГ

В статье использованы и цитируются уникальные документы, хранящиеся в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея, Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского государственного университета, Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, Российском государственном архиве древних актов, а также материалы из специальных источников, литературные, мемуарные и публицистические. - Прим. ред.

Русское масонство - самобытное явление отечественной духовной культуры. Воззрения вольных каменщиков на мир и человека менялись в зависимости от орденских систем, от эпохи, были в постоянном движении и не отличались строгой последовательностью изложения. К тому же идеи эти высказывались обычно намеренно темным языком-шифром, облечены в орденские символы, иносказания и "гиероглифы". Вычленять из них какую-либо "неподвижную", "правильную" философию - дело весьма неблагодарное и в какой-то мере ненаучное, потому что само масонство, хотя и называет себя царственной или божественной наукой, не имеет ничего общего с привычной для нас позитивистской наукой или с сухощаво-геллертерской академической философией гегельянско-марксистского образца. Как сказано в "7 речах" розенкрейцера И.Г. Шварца, дoлжно иметь познание живое, а не историческое, не философическое и не математическое. Таким живым знанием о человеке и стремилось быть масонство в
И.П. Елагин
А. Мошарский с оригинала Щедровского. Портрет И.П. Елагина
 
И.В. Лопухин
Неизвестный художник. Портрет И.В. Лопухина
 
Н.М. Карамзин
В.А. Тропинин. Портрет Н.М. Карамзина
 
Н.И. Новиков
Портрет Н.И. Новикова. Гравюра с оригинала Д.Г. Левицкого
России.

В центр движения и борьбы различных материальных и духовных стихий - света и тьмы, духа и материи, жизни и смерти, преходящего и вечного - масонство поставило человека, являвшегося связующим звеном всех этих разных миров и начал. "Вспоминай неустанно, что человек есть совершеннейшее творение", - сказано в описании одного орденского обряда. Но печальный опыт эпохи Возрождения с ее самодовлеющим титанизмом учтен мыслителями ордена, в их учении человек не одинок: "Человек есть извлечение из всей натуры, в которое премудрый творец вдохнул дыхание жизни". В эпической поэме Михаила Матвеевича Хераскова "Владимир возрожденный" дана совсем иная картина мира: в ней царят ценности объективные, придающие человеку и бытию особый смысл:

Труднее всех наук, некoнчимая в век,

Для человека есть наука - человек;

Из мира целого Всевышним сокращенный,

Он сам во существе мир малый, совершенный;

Из тварей всех извлек чистейшее Господь

И вдунул дух живый в его небесну плоть;

Он точка средняя, он сердце всей природы,

В нем воздух и земля, в нем твари, огнь и воды.

Наместный мастер московской ложи "Нептун" и известный литератор П.И. Голенищев-Кутузов в "Оде к суетному человеку" так этого человека характеризовал:

О смертный, бренностью прельщенный,

Невольник тлена и тщеты!

И то же самое аскетическое масонство относилось к слабому, грешному человеку, его тленному телу, простым радостям жизни вполне возрожденчески: "Сколь же благородно и самое тленное тело сие, и сколь изящно оно еще при всех своих многочисленных несовершенствах и недостатках!" Для русских масонов двойственный, подверженный всем слабостям и текучести чувств и мыслей человек - главная загадка вселенной, цель мировой истории - и потому главный герой этой истории, философии, литературы и естественных наук. Это действительно "мера всех вещей". Сама мировая история существует лишь потому, что время как категория появляется вместе с современным "ветхим" человеком и исчезает после его ухода. Всё дело в том, что для масонства категория времени - вещь конечная, относительная, замкнутая в себе, реально существующая лишь в эвклидовом человеческом сознании: "...Прошедшее для нас темно, будущее - неизвестно. Мы не знаем, откуда, что и куда мы: знаем только настоящее". Однако человек, стремящийся к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи, вечен, пока эту высшую истину не обретет: "От мгновения ока начатых им испытаний даже до открытий его не стареет он никогда".

Цель "царственной науки" масонства - это, как сказано в рукописной "Инструкции мастеру ложи", "таинственное духовное возрождение" падшего, тленного, "слепотствующего" человека, а через него и "великое дело обновления" - возрождение царства падшей натуры (природы), этой "темной и тленной храмины падшего естества" и возведение его "в Средоточие Солнца" - формулировка видного государственного деятеля, публициста Ивана Владимировича Лопухина. А высочайшей наукой о человеке, тайнами орденской эзотерики, Теоретическим градусом Соломоновых наук ведал российский капитул розенкрейцеров, выразивший собственное понимание природы и назначения человека в знаменитых речах-лекциях своего духовного вождя и идеолога - московского профессора И.Г. Шварца, опубликованных далеко не полностью. Там сказано: "Человек есть в сей цепи (натуры. - В. С.) соединяющее существо духовное с материею; он есть последний из духов и первый из существ материальных". А отсюда профессор делал вывод, что люди созданы свободными, и что свобода эта - величайшее их благо и достоинство.

Молодой литератор-масон Николай Михайлович Карамзин в примечаниях к переведенной им с немецкого философской поэме Альбрехта фон Галлера "О происхождении зла" писал: "Свободная воля причинила падение человека, свободная воля токмо может и паки восставить падшего; она есть драгоценный дар творца, сообщенный им тварям избранным. Бог не любит никакого принуждения: мир со всеми своими недостатками превосходнее царства ангелов, воли лишенных". А великий мастер Великой провинциальной ложи России и кабинет-министр Иван Перфильевич Елагин в неопубликованном сочинении, хранящемся в Российском государственном архиве древних актов, с характерным названием "О человеке и сотворении мира" говорит о легендарном певце-философе Орфее и его эзотерическом учении о яйце мира, полученном от древних египтян.
Н.Е. Струйский
Ф.С. Рокотов. Портрет Н.Е. Струйского. 1772. ГТГ
 
А.П. Струйская
Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской. 1772. ГТГ
 
М.И. Лопухина
В.Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797. ГТГ
 
Г.Р. Державин
В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина. 1795. ГТГ
Важна сама высота взгляда на природу и назначение человека, который слишком важен для мира, чтобы быть несвободным. В масонском журнале "Покоящийся трудолюбец" в 1784 году появилась ода "Человек", разговор в которой идет на том же уровне мировых проблем:

Что он? Он червь, но червь нетленный,

Он прах, но прах животворенный,

Он - связь миров, он - человек!

И поэт добавляет: "Свободной волей одарен".

Главной проблемой человеческой жизни является смерть. Поэтому она так важна для понимания масонской философской и художественной антропологии. Любовь к смерти - одна из семи орденских добродетелей. Лопухин спокойно говорил о временной жизни. Шварц учил: "Смерть не иное что есть, как переменение организации или прехождение из одной жизни в другую". Трактат "Фигура генеральная" дает сухую формулу обыденной человеческой трагедии: "Смерть есть разделение разных частей, в целом существе соединенных"

Для масонства человек - переплетение и борьба разных стихий духа и материи. "Вся Природа есть совокупление сил движения и противоборства, даже сил враждования, неусыпно стремящихся друг друга уничтожать; но бесконечная Премудрость управляет оными кротким образом по всеобщему намерению, согласие между ними производящему", - писал масон Василий Алексеевич Лёвшин. Все стихии природы, духа и материи сходятся и борются в человеке, за и против него, и в этом его сила и слабость: "...Огонь, воздух, земля, вода, растения, скоты и человек суть семь согласных струн в большой лире света". В вечном благотворном круговороте стихий разноприродные начала мира и человеческой натуры непрерывно сближаются, снова расходятся, переходят одно в другое, находятся в постоянно нарушаемом согласии, но при этом никогда не отделены жестко друг от друга и не останавливаются, и поэтому не существует не только время, но и сама смерть.

Какое же влияние эти масонские идеи оказали на литературу и искусство? Они повернули их к человеку, его внутреннему миру, узаконили художественный психологизм, права личности на полное ее отражение и постижение в мире творимых образов. Русский розенкрейцер и писатель Александр Михайлович Кутузов был убежден, что главный предмет литературы - "человек и его свойствы. Все жизненные вещи могут также быть употребляемы, но не иначе, как токмо пособствия и средствы". А его друг и брат по ордену Николай Михайлович Карамзин стал позднее отцом русского сентиментализма и, следственно, предшественником освободившего и воспевшего уникальную личность романтизма.

Догматы века Просвещения и тоталитарного классицизма отвергались масонами не только в литературе. Это сразу же отразилось в живописи, особенно в портрете. Известный композитор и музыковед Борис Владимирович Асафьев отмечал углубленный психологизм и продуманную индивидуализацию портретных полотен: "Эпоха новиково-радищевского просвещенчества с ее глубоким вниканием в человека и человечное дала свои всходы". Это и неудивительно, ибо крупнейшие русские портретисты, начиная с Владимира Лукича Боровиковского, были масонами и писали портреты вольных каменщиков, своими духовными исканиями и самой внешностью отличавшихся от придворного круга хищных, беспринципных и властно-чувственных екатерининских вельмож.

Это коснулось также музыки (Д.С. Бортнянский) и архитектуры (В.И. Баженов). Искусствоведы, характеризуя портреты работы Фёдора Степановича Рокотова и его современников, обычно приводят цитату из знаменитого стихотворения Николая Заболоцкого "Портрет" (1953):

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно
.

Но они забывают, что уже в первой половине XIX века поэт-масон А.М. Бакунин восторженно констатировал:

Душа возносится с Бортнянским

И с херувимами парит
.

Литературу, музыку, архитектуру, живопись объединяет одно слово - "душа", и его произнесли философы русского масонства, заговорив о человеке как главном предмете этих разных родов творческого познания натуры. Здесь речь идет, понятно, не об именах, а об уникальной самобытной традиции отечественной духовной культуры, которую можно увидеть и правильно понять лишь в сложном контексте масонских идей.

А с какими влиятельными идеями вступала в неизбежное противоречие и конфликты масонская концепция человека, понять легко. Это прежде всего официальная государственная идеология Российской империи, всегда строившаяся, как и ее символ - Санкт-Петербург, буквально на человеческих костях, на принципе "вертикального" тоталитаризма, на полном пренебрежении к человеческому материалу, к хрупкой жизни и скоротечной судьбе отдельного частного человека, причем неуважение это распространялось, как ни странно, и на высших сановников и даже на самих монархов.

Потемкинскому бытовому цинизму, политическим хитростям и обыденной жестокости, фантастической азиатской роскоши екатерининских фаворитов орденом вольных каменщиков была противопоставлена аскетическая идея духовного самовоспитания и возрождения, которую не случайно именовали потом внутренней церковью и толстовством XVIII века. В ней явственно прочитывался и антигосударственный, нигилистический пафос, соединявшийся с осторожной, но принципиальной критикой официальной православной церкви. В тоталитарном "вертикальном" обществе масонство создает свои "горизонтальные" негосударственные объединения ищущих духовного возрождения и совершенствования людей, постепенно подменяя ими величественные, но пустые формы официозных структур.

Проблему эту надо видеть и понимать шире и в целом, не растаскивая ее по "ведомствам" истории, литературы, искусствоведения и музыковедения. Масонская идея человека вступает в противоречие и борьбу с кругом излюбленных принципов эпохи Просвещения, философов-энциклопедистов и государственной литературы классицизма. Именно русский писатель Пётр Дмитриевич Боборыкин дал определение термину "интеллигенция", вложив в него определенный моральный смысл: интеллигенция - воплощение высокой нравственности. А в наш политический словарь этот термин введен тем же Шварцем в его лекциях, и следовательно, он гораздо старше, нежели написано о нем в новейшей энциклопедии "Отечественная история". Это показывает, что масонская концепция человека - не только философская или литературная категория, это живая, сложная, развивающаяся общественная проблема, о которой надо говорить на языке объективной науки, понимая всю ее актуальность и существенную серьезность, значимость для нас и мировой истории.

В 1770 году безымянный мастер масонской ложи выслушал в Петергофе верноподданническую проповедь известного церковного златоуста, санкт-петербургского архиепископа Гавриила на день восшествия на престол императрицы. И написал в ответ целую диссертацию о новом неравенстве и новом теократическом обществе, где царил бы всем приятный "закон", а не воля самодержавного монарха, не традиционная власть придворной верхушки и аристократического богатства: "Я открываю тебе, владыка, тайну сердца моего, в каком разуме я тобою проповеданное слово понимаю... Я, будучи человек и создание Божие, по плоти равен себя нахожу со всеми человеками, кто бы они таковы ни были, малы или велики, все мне равны, потому что они теми житейскими нуждами, теми же или подобными слабостями, как я, обременены. Вот в чем состоит равенство всех человек... Душевные дарования, по мере раздаяния всесвятаго духа, одного человека пред другим весьма предпочитательнее отличать... Наше душевное преимущество служит единственно в пользу той особы, кто сам от Бога отлично одарен, а не относится на саны и степени всякого чиноначалия, ибо часто случается, что последний писец и совестнее, и умнее своего секретаря и судии". В орденской тайной инструкции сказано то же: "В чувствованиях, страстях, приятностях, слабостях, болезнях и нуждах все человеки суть равны и подобны между собою. Естество не дало нам высшего чину, его подает токмо премудрость и добродетель".

Эта идея не только принципиальный спор тайного ордена с государственной идеологией и не банально понятая мысль о свободе, равенстве и братстве, позаимствованная из масонского катехизиса и ставшая лозунгом Великой французской революции. Это отражение чрезвычайно сложной и вполне оригинальной философической системы взглядов на человека, которую русское масонство разрабатывало с XVIII века и продолжает развивать на протяжении столетий и которая, безусловно, повлияла на всё развитие мировой духовной культуры.
Знак
Shopping Cart

Total goods: 0
Total price, USD: 0

100 Paintings from the Nicholas Roerich Museum in New York
Quantity:
Album Samara
Quantity:
Smirnov-Rusetsky Boris. Belukha. Fine art print A3
Quantity:
Roerich Nicholas. Lake of the Nagas. Kashmir. Fine art print A3
Quantity:
Shishkin Ivan. Oaks. Fine art print A3
Quantity:
The first Soviet military SUV. Album
Quantity:
Ship at sea. Fine art print A4
Quantity:
For the Russian Land! Historical painting by Evgeny Emelyanov. Album
Quantity:
Nikolay Feshin. A set of cards 10x15 cm
Quantity:
Kuinji Arkhip. Waves. Fine art print A3
Quantity:
Goods
Museums
State Tretyakov Gallery
State Russian Museum
The Pushkin Museum of Fine Arts
Nicholas Roerich Museum New York

Dear visitors!
We have changed design of our site for you to make using of our site more comfortable.
We are appreciate your opinion if we have achieved this goal.
We are waiting for your critics in Guestbook.

Dear Sirs!
Agni Publishing House (Samara, Russia), Nicholas Roerich Museum (New York) and Fine Arts Academy Gallery (Moscow, Russia) have published a unique album, dedicated to the pictorial heritage of Nicholas Roerich (1874-1947).
Details...

Nicholas Roerich. Album, volume 2Will be available on the second volume of a unique publication dedicated to the works of Nicholas Roerich (1874-1947).
The album was released by the publishing house "Agni" (Samara), with active cooperation of the Nicholas Roerich Museum in New York, as well as the Moscow Gallery Fine Arts Academy and the St. Petersburg State Museum and Institute of the Roerich Family.
Details...